Методические разработки

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КРЫМСКИХ ТАТАР

 

Удивительный полуостров, издавна привлекавший внимание представителей самых разных этнических групп. Античные греки, отважные скифы и сарматы, хазары и печенеги, славяне, ловкие и находчивые итальянцы, ногайцы, половцы, турки и другие народы оставили свой след в истории этой земли, наложили отпечаток на историю и культуру населения Крымского полуострова.

Крымскотатарский национальный костюм — народная одежда крымских татар. Он традиционно включает натуральные ткани, ручную вышивку, различные орнаменты и тонкую ювелирную работу. Важной чертой костюма крымских татар является гармония с окружающей средой.

Мы поделимся своим опытом создания мини-музея, как одного из средств развития интереса к народной культуре и традициям детей дошкольного возраста. В нашем дошкольном учреждении данный мини-музей располагается в музыкальном зале, где все гости могут ознакомиться с национальными костюмами крымских татар.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно. Разрешается трогать, переставлять, менять, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. И так национальный костюм крымских татар, какой он!

 

У женщин этот тип платья представляли такие детали: белая полотняная рубаха с длинными широкими рукавами. Знать шила ее из шелка-сырца. Длинные широкие с глубокими складками шаровары закрывали щиколотку, низ шаровар шили из крашеного полотна. Длинное распашное платье обычно шилось из полосатой шелковой ткани. Платье обтягивало торс и имело выступающие бока.

 На платье крымские татарки надевали расшитый золотом обтягивающий грудь жилет. Он имел круглый вырез у горловины и застегивался на ряд частых пуговиц. Талию охватывал серебряный филигранный пояс.

 Женщины по-разному обвязывали голову различного рода платками, а девушки носили шапочки круглой формы с кистью. Молодые женщины из привилегированных слоев населения – чалму. Голову и торс закрывало длинное покрывало «чаршаф». При выходе на улицу лицо закрывали сеткой, сплетенной из конского волоса, с отверстием для глаз. Сверху знатные дамы набрасывали накидку из шелка, а простые горожане – из шерстяной или хлопчатобумажной ткани.

 

Существовало множество ювелирных мастерских, в которых изготавливались ювелирные украшения в традиционной для крымских татар технике накладной филиграни из золота и серебра. Пряжка от пояса (кушака) в технике накладной филиграни (золото): элемент пояса.

 

Мужской крымскотатарский костюм «левантийское платье» был представлен такими деталями: белая полотняная рубаха с длинными широкими, обычно закатанными до локтя рукавами, широкими шароварами, суконным жилетом (чаще красного цвета, расшитым золотом и застегивающимся на густо посаженный ряд пуговиц). Поверх набрасывался кафтан из полосатой шелковой ткани, со вставками по бокам. Талию перепоясывали широкими къушаками. В начале XIX в. верхние штаны мужчин в горно-прибрежном Крыму называли «штан» (в районе Ялты-Алупки – «ич-топ»). Такие штаны были широкими в бедрах, сужались в щиколотке. Имели низкую мотню. У знати шились более узкими и из легких тканей, с обязательным присутствием красного цвета.

Ранний и самый распространенный вариант крымскотатарского пояса – «къушак» – шили из длинного полотнища тонкой шерстяной или шелковой ткани, часто с узором из поперечных полос (обычно красного цвета).

 Крымскотатарский пояс должен был трижды обхватывать талию, отчего и зависела его длина.

 Крымскотатарская знать носила пояса из дорогих турецких шалей с бахромой.

 Зимой в горных районах крымские татары носили прямые, короткие (длиной до бедер) меховые куртки «къыскъа-ени-курт» с короткими или длинными расширявшимися к пройме рукавами и воротником-стойкой. Чаще они застегивались на пуговицы посредством воздушных петель. В холод надевали тулуп из овчины длиной до пят, шитый мехом внутрь.

 Крымскотатарские головные уборы бывали нижние и верхние, домашние и уличные.

 

 Нижние шапочки-тюбетейки «такъие» были известны в Крыму с начала XIX в. и сохранились до начала XX в. Их шили из легких тканей по форме головы и часто расшивали узором, а иногда вдоль нижнего края околыша пришивалась еще и тесьма.

 До середины XIX в. на «такъие» навивалась чалма, а позднее стали надевать феску.

 Шапочки, кроме основы для уличного убора, выполняли и роль самостоятельного, домашнего головного убора, никогда не снимавшегося с головы.

 С начала XIX в. и до 1930-х годов среди всех слоев населения стали распространяться каракулевые шапки, называвшиеся «къалпакъ», или «боркъ».

Мужские фески имели жесткую форму в виде усеченного конуса, шились из сукна, чаще бордового, реже черного цвета. Из центра донышка выпускалась длинная шелковая кисть черного или синего цвета.

 Крымские татары имели несколько вариантов обуви, разделявшейся на домашнюю и уличную. Вся обувь надевалась на высокие вязаные носки.

 

Передники «оглюк» были длиной выше колен. В начале XIX в. передник представлял обязательную деталь женского платья, его шили иногда из той же ткани, что и само платье, или из дорогого, украшенного шитьем материала.

«Фередже-марама» (тур.– накидка-шарф) – это местное крымское название покрывала женщины-мусульманки. Оно было обычно белого цвета, больших размеров, набрасывалось поверх нижних уборов и драпировалось так, что закрывало волосы, лоб и скрывало линии тела. Нижнюю часть лица до уровня глаз закрывал тонкий платок, завязывавшийся на затылке.

 

«Козетюв сааты»

     Добрый день, уважаемые коллеги!
    Предлагаем вашему вниманию видеообзор на нашу методическую разработку 
«Козетюв сааты» по прямой ссылке.
   Мы – молодая команда  дошкольного учреждения №12 «Белочка». Но творчество, инициативность, сплоченность коллектива помогала в прошлом году представить дошкольному сообществу уже сложившуюся систему по ознакомлению с ростом растений.
    В  этом образовательном году мы отметили для себя, что эффективно в данном направлении, когда есть возможность разноаспектного наблюдения за ростом растений. Мы понимаем, что не все дети любят рисовать и вообще работать с изобразительными материалами. И находкой в данном направлении стали часы  наблюдений.
     Почему часы? Это отсчет времени… любого, а в нашем случае – роста растений.
   Представляем вашему вниманию наши трансформируемые часы наблюдений. Часы состоят из готового корпуса, сменных планшеток с изображением самого высаженного растения, наблюдать за которым нам предстоит, и иллюстрированного алгоритма каждого периода роста и подвижныхстрелок. Данные часы подготавливают сами ребята, мальчики, ведьпри подготовке часов  необходимопоработать с отверткой и собрать полную конструкторскую модель.
  Таким образом, благодаря тому, что ребята наблюдают и ухаживают за ростом растений, они сами становятся маленькими «покорителями времени».

 


 

Августовская конференция 2023

 

 

Педагог -наставник.

Кто на себя глядит — свой видит лик,
                                                                                        Кто видит лик свой — цену себе знает,
                                                                                        Кто знает цену — строг к себе бывает,
                                                                                       Кто строг к себе — тот истинно велик!

                                                                                                                                    Пьер Гренгор

  Нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия педагог . Работа педагога – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя…Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Каждый знает имена выдающихся педагогов и просветителей. Воспитатель— не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с воспитателей особый.
 

   Педагог-наставник, каким он должен быть? Конечно же, компетентным и мобильным, способным оказать квалифицированную методическую помощь. Помочь не только знанием и умением, но и добрым словом, советом. Наставник, на мой взгляд, должен обладать такими человеческими качествами, которые помогут расположить к себе молодых педагогов и раскрыться им в профессии. Это педагог, способный помочь начинающим педагогам адаптироваться в профессиональном становлении и личностном развитии.

       Наставничество очень актуально в наше время. Оно помогает многим найти себя и не сбиться с пути. Наставник всегда «смотрит» с высоты своего опыта, а значит, может помочь своему подопечному избежать ошибок, которые делал он сам. В то же время наставник не должен решать проблемы подопечного и давать точные советы, как поступить. Его задача — оградить наставляемого от критичных проблем, а далее только «направлять» и мотивировать его к самостоятельному решению своих проблем.

        Существует мнение, что у каждого человека есть наставник. Конечно, в семье – это родители, в детском саду – воспитатель, в школе – учитель. А кто же станет наставником для воспитателя? Несомненно, таким человеком может быть только настоящий мастер своего дела, человек, который преданно и бескорыстно любит свою работу.

       Как известно игра- это ведущая деятельность у детей, и ее основная задача в детском саду, обучить и развить ребенка. Мы хотим поделиться с вами своим опытом, создания одной из таких игр «Сказочный городок» , как одно из средств развития и обучения детей. Стоить отметить что дети с удовольствием играют в эти игры. Познают мир с разных ее сторон.
 

          Итак, вашему вниманию представлена дидактическая игра «Сказочный городок». Наверняка вы обратили внимание на необычную форму нашей игры. Она интересна, красочна и креативна. Мы привыкли видеть игры только лишь в плоскости, но эта игра интересна тем, что к ней можно подойти с разных сторон. Она объемна , трансформируется и меняется в зависимости от игровой ситуации.
 

 

    Цель игры: совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

     Активное участие в создании игры приняла воспитатель средней группы «Подсолнушки»,  Раетова Лиля Серверовна,  а также родители и воспитанники группы. Воспитатель был наставником и идейным генератором в данном случае. Это было интересным и увлекательным занятием, ведь они стали соавторами в создании игры. Дети и родители получили и узнали много интересного познавательного для себя. Тем самым воспитывая в детях любознательность, познавательный интерес, стремление узнать что то новое.

          Основным материалом для создания этой игры послужили «Тубы», фоамиран  и  фетр. Выбор такой техники был обусловлен стремлением к развитию познавательных интересов через тактильные ощущения.  Размер игры может меняется в зависимости от возраста и игровой ситуации. Можно играть как за столами, так и на полу, передвигая фигуры. Все игры трансформируются и превращаются в несколько игр:

 

Первая игра «Звуковые домики»

 

 

    Цель игры: учить классифицировать звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные звуки по твердости-мягкости.

  • Игра «Числа соседи»
Цель: закреплять умение называть предыдущее и последующее число для каждого числа в пределах 10, развитие мышления, памяти, воспитание усидчивости и умения выполнять задание до конца.
  • Игра-бродилка
Цель: развитие мышления и кругозора, тренировка внимания и моторики, учить играть по правилам игры, выполняя определённые задания воспитателя. .
  • Игра «Определи время»
Цель: научить детей ориентироваться во времени, совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате, развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.
  • Театрализованная игра

Цель: расширять словарь ребёнка и обогащать эмоциональную сферу, воспитывать сочувствие и сопереживание персонажам.
 

Вторая игра «Волшебные домики»

 

    Цель игры: Расширение и закрепление у детей познавательного интереса, внимания и памяти, умения сравнивать и логически мыслить.

  • Игра «Домик для пчел»
Цель: закрепление знаний детей о геометрических фигурах и счет.
  • Игра «Лесной домик»
Цель: закрепление знаний детей об обитателях леса и их характеристик (название, питание, их жилище).
  • Игра «Домики домашних и диких животных»
Цель: закрепление знаний детей о диких и домашних животных, учить называть животных и группировать их.
  • Игра «Покорми животного»

Цель: развитие внимания, памяти и кругозора.

 

Желаем творческих успехов! Благодарим за внимание! 

 

 


«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния...Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...»
(Е.И. Тихеева) 

  В  последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками.
    И это приобщение особенно значимо в дошкольные годы. 
Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
    Успех, приобщение дошкольников к народной национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
      Мы поделимся своим опытом создания мини-музея, как одного из средств развития интереса к народной культуре и традициям детей дошкольного возраста.
   Сделать  поликультурный крымский мир понятным и интересным для каждого ребенка и было задачей этого проекта. 
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно. Разрешается трогать, переставлять, менять, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. 
Стоит отметить, что мини – музей в группе детского сада – должен быть оформлен с учётом возрастных и эстетических и гигиенических норм, с соблюдением правил безопасности для  детей дошкольного возраста. Материалы музея должны выкладываться постепенно, по мере получения новой информации.

Цель мини - музея: формировать представление о быте и традициях народов Крыма, через обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста и стимулирование познавательной   и речевой активность ребёнка.

Итак, вашему вниманию  представлен музей трех национальностей: русской, украинской и крымско-татарской.

Наверняка вы обратили внимание на необычную форму нашего музея. Она была определена неспроста, ведь в семантическом представлении книга означает жизнь, учение, откровение и дух мудрости.  А эти ценности из глубины веков плодотворно использовались народной педагогикой.
Активное участие в создании музея приняли и родители, и воспитатели, и воспитанники. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Для создания обложки книги-музея использована технику папье-маше, активно привлекая своих воспитанников. Это было интересным и увлекательным занятием, ведь они стали соавторами в создании музея. В непринужденной обстановке, воспитанники соприкасались с истоками культур нашего многонационального полуострова.
Для создания реалистичного быта были использованы различные виды тканей. Выбор такой техники был обусловлен стремлением к развитию познавательных интересов через тактильные ощущения.
Для ознакомления с национальной кухней мы изготовили мини-макеты национальных блюд, используя соленое тесто.
Для воспитания интереса и любви к традициям народного искусства, были изготовлены куклы в национальных костюмах.
И, для полноценного восприятия реального народного быта была изготовлена  мини-мебель.

Итак, первая страница «Русская горница».

Мы оказались в русской избе, в главной комнате, которую называли горница. 
Обязательным элементом избы была печь. Печь была сердцем дома, «деревенская кормилица» -  говорили о ней. Она выполняла очень важную функцию – на ней спали младшие дети и старики, готовили пищу, сушили одежду и даже мылись. Вот встанет хозяюшка по утру, и сразу печь растапливает. 
Под стенами стояли лавки, и были они настолько широкими, что на них можно было даже спать.В углу вешали иконы и называли его «божником», «красным углом».
Напротив печи обычно ставили стол, а на него самовар, пироги, бублики баранки.
Хозяюшки носили в сарафаны и кокошники, мужчины одевали картузы.

 

  Крымско-татарское жилище

Теперь, мы с вами оказались в «къырымтарарэвичинде».
 Интерьер крымскотатарского был ярко украшен узорными войлочными коврами (кийиз), постеленных на полу, широких и низких диванов (сет), расположенных вдоль стен.
Вещи, одеяла и подушки были уложены стопкой на сундуках (сандыкъ).
Убранство жилищ также дополнялось предметами мебели - низенькими столиками(хона), скамейками, зеркалами, занавесями. 
Крымские татары — мусульмане. Каждый мусульманин стремился иметь дома Коран, который висел в сумочке недалеко от постели и служил оберегом.
Традиционными блюдами у крымских-татар были: янтыкъ, сарма, долма, татараш. 

 

Украинское жилище.

Центром старинного дома была украинская груба или печь (по— русски).
Украинские хозяюшки очень любили украшать стены и окна вышитыми рушниками.
Обращает на себя внимание мыснык, где хозяева, по обычаю, выставляли самую красивую посуду.
В центре комнаты — по традиции большая скрыня, вкоторой хранили вещи, приданное. А в красном углу по традиции любой православной хаты — образа, вышитые картины по стенам и все это убрано рушниками.